НАУЧНЫЙ  ДУХ

НАУЧНЫЙ  ДУХ
предрасположенность мысли к науке, то есть к объективному и универсальному познанию. Его называют также позитивным духом. Его идеал — заменить восприятие вещей познанием их законов: «постоянных отношений» между феноменами.

Формирование научного духа. Научный дух характерен для науки, т.е. для объективного познания. Он приемлет лишь контролируемые факты и ясные идеи и всюду вносит потребность в доказательстве. Он исключает субъективное, то есть верования, страсти, относительность нашего чувственного познания. Отличается от религиозного духа, ставящего веру выше разума и направленногоьна сверхъестественные объекты и опирающегося на традицию; от эстетического, или художественного духа, взывающего к чувственности и к творческому воображению. Научный дух — это по сути своей «критический дух в приложении к позитивному объекту» (Конт, «Курс позитивной философии», 1830-1842). Научное объяснение противостоит мистическому, объясняющему феномены через вмешательство одной или нескольких сверхъестественных сил, таких как мана в полинезийских обществах. В «Курсе позитивной философии» Конт описывает три стадии движения человечества к научному духу*. Первая — «теологическая стадия», когда мы объясняем тот или иной феномен вмешательством сверхъестественных сил. Вторая — «метафизическая стадия», когда мы объясняем феномен абстрактными словами; речь идет о рациональном, но чисто формальном объяснении, взывающем к Богу, судьбе, предустановленной гармонии. Часто приводимый пример: «Почему мак наводит сон? В силу своей способности усыплять». Ничего не объясняется, но всему дается название. Третья — «позитивная стадия», когда мы объясняем феномен на основе его отношений с другими феноменами, т.е. на основе законов. Конт предложил свою классификацию наук, в зависимости от-прогресса научного духа. Первые, ставшие в античности позитивными, науки — математика, затем астрономия; к XVII в. к ним присоединились физика и химия; к концу XVIII и XIX вв. — биология; и наконец, с Контом (1798-1857) — наука о человеке, которую он называет социологией, или наукой о «социальных фактах». Эта классификация идет от простого к сложному. Приложение математики к наукам о человеке, практикуемое, например, при изучении рекламы (на определенной ступени реклама лишь весьма незначительно повышает уровень продаж, а при слишком навязчивом ее применении может даже вызвать снижение уровня продаж), характерно для XX в. Башляр писал по этому поводу в книге «Новый научный дух» (1934): «Математика спустилась с неба на землю»; ведь сначала ее применяли для изучения звездного неба, и лишь совсем недавно стали применять для изучения Земли и живущих на ней людей.


Философский словарь. — М.: Международные отношения. . 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "НАУЧНЫЙ  ДУХ" в других словарях:

  • Новый научный дух —         «НОВЫЙ НАУЧНЫЙ ДУХ» («Le nouvel esprit scientifique») программная работа Г. Башляра, вышедшая в свет в 1934. Она ориентирует эпистемологическую мысль на поиски новой динамической рациональности, формирующейся в революционных… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Дух времени (движение) — Дух времени Тип Общественное движение Год основания 2008 Основатели Питер Джозеф Расположение Интернет сообщество …   Википедия

  • Дух позитивной философии —         «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» работа О. Конта, основоположника классического («первого») позитивизма. Впервые опубликована в Париже в 1844 (рус. пер.: Спб, 1910). Ее содержание и характер были определены тем, что Конт, противопоставляя свою… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ОКО И ДУХ — ( L ?il et l esprit . Paris, 1964) последняя изданная при жизни работа Мерло Понти. Написанная в 1960, она впервые была опубликована в январе 1961 в журнале Art de France . Это небольшое произведение не только проясняет проблематику, характер и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ — ’ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества. Во Вступительном слове Башляр вводит отвлеченное понятие: ‘нормальное и плодотворное действие научного… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ — работа Башляра (1938), центральный труд первого периода его творчества. Во Вступительном слове Башляр вводит отвлеченное понятие: нормальное и плодотворное действие научного духа . Башляр констатирует, что если наблюдать развитие научного духа,… …   История Философии: Энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • Французская революция — Содержание I. Место Ф. революции в европейской истории. II. Основные причины Ф. революции. III. Общий ход событий с 1789 по 1799 гг. IV. Непосредственное влияние революции на внутреннюю историю Франции и других стран. V. Историография Ф.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БАШЛЯР — (Bachelard) Гастон (1884 1962) французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином ‘неорационализм’ не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости …   История Философии: Энциклопедия

  • БАШЛЯР (BACHELARD) Гастон (1884-1962) — французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином неорационализм не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости от аспекта рассмотрения… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»